ИСТОРИЯ. ПЕРВЫЙ МАЙСКИЙ.
1.ОТРАЖАЮЩИЕ ИДЕИ И ЧУВСТВА. Шёл 1918 год. Молодой республике Советов нет ещё и года, совсем недавно пала монархия… Но сколько всего уже произошло! За это время отгремели две русские революции, началась Гражданская война. В Москве жили напряжённо. Страна, особенно города и армия, испытывала острейшие продовольственные трудности.
Приближался Первомай—международный праздник трудящихся. Ещё в апреле ВЦИК принял специальное решение о широком проведении полномасштабного торжества. На особую комиссию, созданную Советским правительством и Московским комитетом партии, возлагалось оформление Москвы, организация демонстрации и митингов на Красной площади, подготовка прокламаций и обращений к населению столицы, лозунгов и транспарантов, замена надписей и названий улиц и площадей новыми, «отражающими идеи и чувства революционной трудовой России».
Среди лозунгов Центрального Комитета партии, которые были вывешены на Красной площади, особенно выделялся призыв: «Защита Советской республики с оружием в руках—священный долг каждого рабочего и крестьянина». Подъезды и ворота Кремля были украшены гирляндами зелени, на башнях реяли красные флаги.
Помимо митингов и демонстраций трудящихся столицы на Красной площади и прохождения по ней частей и курсов Красной Армии, планом проведения первомайских торжеств был предусмотрен общий парад войск Московского гарнизона с воздушным праздником на Ходынке. Там назначался первый в истории Советской России всенародный смотр новой армии.
Молодые полки и батальоны, как тогда говорили, Московской Красной армии, курсы красных командиров тщательно готовились к параду. Приводили в порядок обмундирование, оружие. Несмотря на трудности, Москва нашла возможность одеть курсантов некоторых военных курсов в новые шинели, обуть в новые сапоги и ботинки. Командование столичного военного округа к тому времени утвердило и изготовило первый отличительный знак для красноармейцев—красную пятиконечную звезду с золотым изображением молота и плуга. Позднее этот знак вручался всем бойцам Красной Армии.
2.КОЛОННЫ «ПО РАКЕТЕ». И вот наступило 1 мая 1918 года. С утра небо нахмурилось, дул свежий ветер. На Красную площадь вступили первые колонны москвичей это были депутаты Московского Совета, рабочие фабрик и заводов, представители районных организаций, прибывшие со знамёнами и оркестрами, курсанты военных школ, московская детвора.
Вся Красная площадь была загружена народом. Густыми рядами стояли зрители вдоль здания торговых рядов (ныне ГУМ), у братских могил вдоль Кремлёвской стены. Трамвайные мачты (ходил по Красной площади ещё ходил трамвай) и фонарные столбы украшены зелёными ветками и красными лентами.
В наши дни военные парадвы транслируются с Красной площади онлайн и по ТВ. Но в ту пору не было даже усилителей или даже рупоров. На Красной площади были установлены украшенные кумачом грузовики и сколочено из досок несколько специальных трибун для выступления ораторов, которых могли слышать только те, кто находился рядом с трибунами.
К началу митинга, назначенного на 10 часов 30 минут, Владимир Ленин был уже на площади, среди красноармейцев и демонстрантов. Вместе со Свердловым, Калининым, другими членами ВЦИК и СНК он поднялся на специальный помост у памятника Минину и Пожарскому. Обращаясь к красноармейцам и рабочим—демонстрантам, Ленин призвал их крепко держать знамя пролетарского интернационализма и зорко оберегать завоевание Октября. Затем он перешёл через площаль к Историческому музею и выступил там.
Ровно в 11 часов над Кремлём взвилась ракета. На Красную площадь, полыхнувшую алыми стягами, с революционными песнями двинулись колонны трудящихся всех районов Москвы.
Впереди рабочих колонн шли войска Красной Армии с боевыми знамёнами, с винтовками образца 1891 года. Пулемётчики в пешем строю вели лошадей с привьюченными пулемётами. Промчались тройки с танками и пулемётами «Максим». Двигались на конной тяге пушки ещё с царскими орлами.
3.ЛИСТОВКИ С «ЭТАЖЕРКИ». Небо постепенно прояснилось. Выглянуло солнце. Неожиданно появился самолёт. Его пилотировал красный военный лётчик, инструктор Московской школы авиации Иван Виноградов.
Самолёт был тихоходный, полудеревянный, полупарусиновый—«этажерка», как их тогда называли. Летел он низко, было видно, как пилот привстал и, приветствуя демонстрантов, разбрасывал пачки листовок. Те, кто был на Красной площади, даже опасались, как бы аэроплан не совершил вынужденную посадку, а то и вовсе не рухнул на площадь.
Корреспондент английской газеты, сообщая об этом первомайском празднике в Москве, писал: «Царский капитан приветствовал Ленина над Красной площадью». Действительно, Иван Виноградов служил в старой армии, а после революции в числе других лётчиков перешёл на сторону Советской республики и готовил пилотов для Красной Армии.
4.ВОСХИЩАЛИСЬ И ЗЛОРАДСТВОВАЛИ. Прямо с Красной площади воинские части, подразделения и курсы красных командиров по Тверской направились к Ходынскому полю, на военный парад. Участник этого события М. Кольцов (впоследствии известный советский журналист и писатель) в отчёте о параде сообщал:
«На Ходынском поле вся Москва. Сегодня на первом большом параде выступает новое войско. Сбежались друзья и враги. Рабочие кепки пришли смотреть свою защиту, шляпы и котелки—хихикать и злорадствовать. Уцелевшие дипломаты с биноклями через плечо испытуют окружающее: полугодовалое правительство демонстрирует свою армию—забавно!».
Парад был назначен на 16 часов 30 минут. Командовал им изначально Латышкой дивизии Иоаким Вацетис, ставший в июле 1918 года командующим Восточным фронтом, а затем Главнокомандующим Вооружёнными силами РСФСР. общее руководство подготовкой к параду и его проведением осуществлял командующий войсками Московского военного округа Николай Муралов.
Перед началом парада на Ходынском поле прибыл В. И. Ленин. Колонны ещё строились. Войска стояли параллельно Петроградскому шоссе (ныне Ленинградский проспект), а затем строй под прямым углом продолжался к Всехсвятской роще (в сторону Хорошевского шоссе). В другом конце поля, возле ангаров, протянулись шеренгой аэропланы, готовые к воздушному празднику.
Пока завершалась подготовка к параду, Ленин направился к самолётам. Он осмотрел ангары, побеседовал с лётчиками и техниками, а затем пошёл к войскам. «В центре поля группа штатских военных,—сообщала газета «Известия ВЦИК» 3 мая 1918 года.—В середине группы виднелась приземистая фигура в барашковой шапке и шубе с барашковым воротником. Это был В. И. Ленин».
5.ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ. Поданы команды. Оркестр заиграл встречный марш. Ленин стал обходить войска. Он здоровался с каждой частью, с каждой военной школой, поздравлял бойцов с праздником Первомая. в ответ раздавалось: «Здравствуйте, товарищ Ленин! Ура!».
Начался торжественный марш. В параде участвовало около 30 красноармейцев и курсантов. Торжественный марш замыкали самокатчики на специальных полевых велосипедах, приспособленных для военного применения.
После парада начался воздушный праздник. В небо поднялись аэропланы, демонстрируя фигуры высшего пилотажа. Газеты потом писали, что пилоты в небе «щеголяли изумительными и рискованными воздушными пируэтами».
О красногрудом и краснохвостом «ньюпоре», который выделывал в небе особенно сложные фигуры, наблюдавшие говорили: «Это Российский самолёт». Борис Россинский был одним из первых русских лётчиков. Он окончил Московское высшее техническое училище. С 1908 года под руководством выдающегося учёного Николая Жуковского (чьим именем нынче названа воздушная академия)—«отца русской авиации»—занимался планеризмом, затем летал на самолётах. В царской армии служил лётчиком—испытателем и лётчиком—инструктором.
Самолёты были устаревших типов, в большинстве иностранные. Их скорость не превышала 180—200 километров в час. На одном из них, пилотируемом «пионером неба». Максимилианом Лерхе, в воздух поднимался Феликс Дзержинский.
Военный парад и воздушный праздник продолжались дотемна. Для граждан новой Страны Советов этот день стал символом возрождения и объединения—первомайские парады и демонстрации с тех пор ждали каждый год как главный праздник весны.
КСТАТИ! На Руси триумфальные шествия войск проводились в конце 12 века. Например, после разгрома немецких рыцарей на Чудском озере войско Александра Невского в полном боевом облачении прошло по Пскову под праздничный перезвон колоколов.
Своеобразные парады были и во времена петра 1. Сначала они практиковались «потешных частях» молого царя, а затем в гвардейских частях.
В 19 веке парады в русской армии получили повсеместное распространение. В Петербурге зимой они проводились на Дворцовой, весной—на Марсовом поле, а летом—в Царском селе.