ЗВЁЗДНЫЙ ПУТЬ №1. ВСЕЛЕННАЯ ЭДУАРДА АРТЕМЬЕВА. Эдуард Артемьев вспоминал, как он, бывало, входил в свою домашнюю студию, где стояли его синтезаторы, и они начинали трещать, не будучи включёнными. Или как он «вышибал» компьютеры у своих знакомых. Потом этом дар исчез—Артемьев бесхитростно говорил, от старости. Но всю жизнь его сопровождали особые отношения с электроникой. Его, отца—основателя отечественной электронной музыки и крупнейшего кинокомпозитора нашего времени. Его сравнивают с такими гигантами музыки для экрана, как Эннио Морриконе и Нино Рота. Он написал музыку к картинам Андрея Тарковского, Никиты Михалкова, Андрона Михалкова—Кончаловского. И лучшие саундтреки Артемьева так же прекрасны, как и песни из фильмов, которые после проката начинают петь всей страной. 1.МАСТЕР КИНОМУЗЫКИ. Михалков, фильм «Родня». Вспоминаете щемящую мелодию «Полёт на дельтаплане», ещё без слов, чисто инструментальный трек? Потом эта песня на десятилетия прочно вошла в репертуар Валерия Леонтьева. «Свой среди чужих, чужой среди своих». Грандиозное соло на трубе, и герои фильма обнимаются посреди целого поля полевых цветов. Это соло часто исполняют на концертах трубачи. «Сибирский цирюльник», тема любви. Уже переложена для сценического воплощения симфоническим оркестром на семь минут. Боже, какой мелодист! В 1980—е Игорь Тальков записал и и сделал чрезвычайно популярной песню Артемьева «Ностальгия» на слова поэта Зиновьева. Кстати, многие тогда считали песню Тальковской. Певец—то на виду. Звезда же Эдуарда Артемьева не сразу стала заметной, да и всю жизнь он чурался публичных преступлений и светских раутов. Предпочитал уединённую работу в студии. В открытом доступе в изобилии лежат сборники артемьевских саундтреков. Перечислить их невозможно—ну, ещё бы, он же написал музыку к 150 фильмам! 2.СИНТЕЗАТОР НА ПОЛКОМНАТЫ. Эдуард (а в кругу близких Алексей) Артемьев родился в 1937 году в Новосибирске. Алексеем его окрестила бабушка: ей не понравилось новомодное имя Эдуард. Работа отца, химика—технолога, была связана с частыми поездками, семья колесила из города в город. В 16 лет Эдуард уехал в Москву, где поселился у родственника, профессора консерватории. Сразу и начал сочинять музыку. В консерватории сокурсниками Артемьева были не только знаменитые впоследствии музыканты Альфред Шнитке и Софья Губайдулина, но и Андрой Михалков—Кончаловский, который несколько курсов отучился как пианист, а уже потом ушёл во ВГИК. Сразу после окончания консерватории с Мурзиным, военным инженером, баллистиком, конструктором синтезатора «АНС». Мурзин работал в «почтовом ящике», занимался баллистикой ракет и «пробил» лабораторию по синтезу звука под эгидой военных целей. Вот в эту лабораторию по распределению на два года и отправился молодой специалист Эдуард Артемьев. Главным проектом Мурзина был универсальный синтезатор звуков, названный «АНС» в честь композитора Александра Николаевича Скрябина. Он убедил военное начальство, что синтезатор можно использовать для кодирования сообщений, и получил карт—бланш на работу. «АНС» был представлен автором и в консерватории. Работа, однако, продвигалась медленно. Действующий макет был построен лишь в 1958 году. Мурзин делал его на своей скромной даче. Синтезатор занимал половину комнаты. И действовал. Новый инструмент фантастически расширял профессиональные возможности. В обычной октаве 12 звуков, в АНСовской—72. 720 звуковых дорожек и чистых тонов! То есть реально сконструировать любой звук, музыкальный, природный, космический… Эти звуки можно было накладывать друг на друга, и на выходе получался аккорд оркестра, шум прибоя, пени загадочной птицы—всё, что угодно. Вот тут—то судьба Артемьева и решилась. В это время стала популярной космическая тематика—после полёта Юрия Гагарина. Режиссёрам фильмам «Мечте навстречу» нужна была новая фантастическая музыка для создания атмосферы космоса. Им дали координаты Артемьева. И дальше уже—приглашение за приглашением. Фильм «Солярис» в 1972 году положил начало многолетнему партнёрству с Андреем Тарковским. Все картины Никиты Михалкова сопровождаются музыкой Артемьева. Одна из последних таких картин—«Легенда №17», где Михалков выступал одним из продюсеров. 3.«СИБИРИАДА» И ДРУГИЕ. Самой трудной работой Эдуард Артемьев называл сотрудничество с Андроном Кончаловским. Тот ведь музыкант по образованию, блестящий пианист, прекрасно знает музыкальную литературу, имеет блестящее представление о музыкальной стилистике. Задания ставит таким образом: «Вот здесь надо что—то в духе Прокофьева, седьмой сонаты». Послушает готовый материал: «Нет, это совершенно не туда». Но работали подолгу и всегда находили совместное уникальное решение. Особенно запомнилась Артемьеву «Сибириада». Это была гигнтская картина, одна из первых киноэпопей в России: смена эпох, чередование лиц и событий. Как всё это оттенить музыкальными темами? Немыслимое дело! И тут Кончаловский предложил подход: «В принципе, это фильм о земле. У пифагорицев четыре стихии: земля, огонь, ветер, вода. Земля—это люди. Огонь—нефть ищут, ветер—перемены, небеса—Господь». Эдуард с головой ушёл в работу. Обычно музыку писали сразу по окончании фильма. На этот раз он создавал тему после каждого эпизода. Экспериментировал, соединял электронику, хоры, оркестры. К «Сибириаде» было написано огромное количество музыки. Позже небольшая часть этого музыкального багажа вышла во Франции отдельной пластинкой. «Доктор Вера», «Каждый вечер в одиннадцать», сериал «Доктор Живаго», «Водитель для Веры», «ТАСС уполномочен заявить», «Визит к Минотавру» и многие другие тоже озвучены Артемьева. 4.НЕ ТОЛЬКО МУЗЫКА ДЛЯ КИНО. Композитор Артемьев написал и много театральной музыки—более чем к 30 спектаклям. Он создал много инструментальных и хоровых произведений, несколько опер. Его сочинения производили фурор в музыкальном мире. Артемьевские кинотемы прозвучали на церемониях открытия и закрытия сочинской Олимпиады. Надо сказать, что была не первая Олимпиада в биографии композитора. В 1980 году он по госзаказу написал кантату к московским Олимпийским играм. Музыка водила его по самым разным маршрутам. Однажды в 1988 году Артемьев был приглашён в Балтимор на фестиваль электронной музыки. Руководительнице фестиваля очень понравилась сочинения композитора. Оказалось, что это элитарный фестиваль, который организуют богатейшие люди города, приглашая только 10 человек со всего мира. Каждый день приёмы, мэры и всё такое. На одной из церемоний Артемьеву вручили сертификат, свидетельствующий, что он выбран почётным гражданином Балтимора. Не всегда жизнь главного электронщика Страны Советов была лучезарной. Долгое время на Артемьева и его соратников советский музыкальный истеблишмент сознательно не обращал внимания. В 1974 году Артемьев написал квазисимфонию в семи частях для ансамбля электронных инструментов, гитары, ударных, скрипки и фонограммы. Называлась она «Семь врат в мир Сатори». В симфонии Артемьев продолжил экспериментировать, используя наработки и музыкально—технические открытия, сделанные во время работы над «Солярисом». Например, это соединение электронных и натуральных тембров, разные варианты выстраивания звукового пространства. Поскольку у композиторов есть свой зал, музыканты—исполнители сыграли там «Сатори». Заговор молчания немедленно прервали. Газеты назвали эту работу «музыкальным хулиганством». Эдуард Артемьев умер перед самым Новым годом—29 декабря 2022 года. Причиной смерти называют последствия ковида. Тремя годами раньше он простился с супругой Изольдой. Они прожили вместе 55 лет. Сын Эдуарда Артемьева, Артемий, тоже композитор, как и его отец—Герой труда, народный артист России, лауреат четырёх Государственных премий страны, Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых и премии «Золотая маска».