ЗВЁЗДНЫЙ ПУТЬ №1.ЗВЕЗДА И СМЕРТЬ МИХАЯ ВОЛОНТИРА. Актёр без актёрского образования, главный цыган страны без цыганской крови, он родился в Румынии, жил в Молдавии, прославился в России, лежит на армянском кладбище. Над загадкой Михая Волонтира по сей день раздумывают киноведы. А благодарные телезрители просто помнят его Будулая—благородного, гордого, свободолюбивого, невозмутимого, чтящего и защищающего традиции и законы и умеющего любить. Даже его фамилия претерпела приключения. Урождённый Волинтир, он стал Волонтиром из—за ошибки малограмотной деревенской секретарши. А в фильме «Зона особого внимания» сыграл прапорщика—десантника Волентира. Кстати, за эту роль он получил Госпремию РСФСР именно братьев Васильевых и негласное звание «лучшего прапорщика страны». Но путь Волонтира к настоящей актёрской славе был долгим и непредсказуемым. Михай (Михаил) Волонтир родился в многодетной семье лесника в маленькой румынской (сейчас молдавском) селе Глинжены. С детства распробавший на вкус нищету и тяжесть крестьянского дела, он работал с двух лет и кем только не трудился. Каменотёс в карьере, грузчик на железной дороге, после педагогического училища—учитель в сельской школе и даже заведующий клубом. Однажды он прочитал объявление о наборе молдавской труппы при музыкально—драматическом театре в маленьком городке Бельцы, всё бросил, уехал туда—и обрёл профессию, семью и дом. 1.ГЕРОИ И ФИЛОСОФЫ. Бельцы (в переводе—болото или даже лужи)—хрестоматийный провинциальный городок. В 1959 году, когда Михай был принят в учебную труппу, там жили 67 тысяч человек. Примерно как в нашем современном Кстове. В театре именги Василе Александри актёрскую натуру Михая разглядели не сразу. Но в Молдавии работала киностудия «Молдова—фильм», национальное кино опекалось и субсидировалось, и в 1967 году его пригласили на главную роль солдата Ивана, доброго и весёлого пьяницу, в кинокомедию «Нужен привратник!». Эта философская сказка потребовала от Волонтира и профессионализма, и чувства стиля, и понимания стихии жанра. Фильм вышел с шумным успехом, за которым, как полагается, последовали новые приглашения и съёмки. Ежегодно—новый фильм, а то и два в год, мастерство и известность в Молдавии росли, в 1974 году Волонтир стал Народным Молдавской ССР. Режиссёр Эмиль Лотяну (самая популярная его работа—«Табор уходит в небо») рассказывал, что в работе Михай—человек нелёгкий. «Он любит, чтобы роль требовала полного напряжения всех сил, чтобы «кости и нервы трещали»». Если этого нет—ему неинтересно»,—подчёркивал режиссёр, объясняя, почебу не пригласил Волонтира в свой фильм «Табор уходит в небо» на роль Лойко Зобара. Роль не подходила актёру по темпераменту. Киногерой Волонтир тех лет—человек с яростной силой духа, покорить который невозможно. Такой, например, как лётчик Михай Адам в картине «Это мгновение» (1968). Он прикрывает отход интербригадовцев на последнем самолёте республиканской Испании, изрешечённом пулями, и погибает. Или Карлос «Панцирная спина» в политическом детективе «Это сладкое слово--свобода» (1972). Он делает подкоп в скальной породе, чтобы освободить гниющих в тюрьме коммунистов. Или разведчик Эваристо в социально—политической драме «Кентавры» (1978). По легенде полоумный нищий философ, он с риском для жизни собирает сведения о зреющем заговоре и погибает. Всё это люди сильной и красивой мечты. Героическая, поощряемая тогдашней идеологией тема, известные советские режиссёры, премии на кинофестивалях… Но не они сделали Волонтира народным героем, а образ цыгана—бессребреника, который на протяжении восьми серий пешком обходил сёла и станицы Придонья в поисках родных могил, сына и любви. Роль этого цыгана по имени Будулая Волонтир сыграл в сериалах «Цыган» (1979) и «Возвращение Будулая» (1984). 2.БУДУЛАЙ—ЭТО ТО, ЧТО ХОРОШО. Киноэпопея о цыгане—из тех «золотых» фильмов, которые останавливали активную жизнь всей страны по вечерам, и советский народ семьям приникал к телеэкранам. Кстати, есть ещё один фильм с этим же героем—«Будулай, которого не ждут» (1994) с Отаром Мегвинетухуцеси и Ириной Купченко в главных ролях. Но он не получил и сотой доли той зрительской любви, которая была излита на две предшествующие экранизации. Сейчас посмотрим—ну, что такого особенного в этих сериалах Одесской киностудии? По нынешним временам, фильмы затянуты, герои пафосны и не всегда достоверны, мизансцены неловки. «Но какие же там красивые и Лучко, и Волонтир,—пишут сегодняшние, заметьте, зрители в соцсетях. Михай—крепкий, статный, сильный. Какое добро и свет от человека, от фильма. Как хорошо погреться у этого огонька духовной силы». По мелодраматической сути, «Цыган»—это первая советская «Санта—Барбара». История о том, как Будулай и Клавдия убегали от своей заплаканной любви, не отпускала. Каждый поворот сюжета, надолго отбрасывавший их друг от друга, понуждал телезрителей со стонами переживать за героев. За них болели, как за хоккей. Удивительно, но и сейчас эти фильмы, уже почти наизусть выученные, вызывают такие же яркие переживания за эту любовь. Звезда советского кино Клара Лучко сама написала Анатолию Калинину, автору романа «Цыган», о желании сыграть казачку Клавдию Пухлякову. Когда начался кастинг, на роль Будулая кого только не не пересмотрели: пробовались и Николай Сличенко, и Армен Джигарханян. Все не то, не то! Наконец, та же Клара Лучко привела на съёмочную площадку своего партнёра по фильму «Корень жизни». На пробах Волонтир говорил по—молдавски—очень стеснялся своего плохого русского языка. Но как безоговорочно приняли позже телезрители этот обворожительный акцент! Без него и Будулай—не Будулай! Клара Лучко ещё раз помогла съёмкам, когда Будулая, ой, то есть Волонтира, отказались отпускать из театра на полгода. Полистав толстую записную книжку, она нашла телефон зампреда Срвмина Молдавии, с которым отдыхала в санатории. Отпуск подписали. К съёмкам Волонтир отнёсся, как и всегда, с максимальной ответственностью. В кузнице родственника он научился профессионально ковать железо. Режиссёр Александр Бланк для достоверности пригласил в массовку знакомых цыган. Они приехали всем табором, разбили стоянку вокруг станицы, приходили смотреть на процесс каждый божий день. Михай познакомился с цыганским бароном и постоянно у него консультировался: а как бы цыган посмотрел в этой ситуации? А куда он девал руки? А с какой интонацией произносил вот такие и такие слова? Свои волосы у него были прямые, хотя и волнистые, и знакомые каждому зрителю кудри—результат ежедневного мастерства парикмахера плюс мелкие бигуди. Однажды на съёмках Волонтир проявил характер. Он случайно узнал стоимость съёмочного для Клары Лучко—40 рублей, когда сам получал всего пятёрку. «Но как же,—растерялся режиссёр,—она же народная артистка, а ты…»—«В таком случае мне не нужны эти подачки,—окончательно разгневался Волонтир.—Забирайте их себе, а я буду сниматься бесплатно». Только благодаря успеху сериала ему повысили ставку и заплатили 1800 тогдашних советских рублей. Успех картины был сокрушительный, обвальный, близкий к поклонению. Тысячи писем, адресованных «В кино. Будулаю», приносила почта в Бельцах в квартиру Волонтира. Зрители требовали сохранить Будулаю жизнь. Продолжение—«Возвращение Будулая»—так же смотрела вся страна. Михай Волонтир получил официальное звание Народного артиста СССР и не официальное—«главного цыгана России». «Будулай—символ благородства и доброты, честь мужчины. Такая же широкая душа, как и у русских людей. Он защитил в фильме достоинство целого народа. Будулай—это то, что хорошо»,—объяснили журналисты истоки народной любви. 3.МОЛЧАНИЕ ЦЫГАНА. После грандиозного успеха сериала Михай Волонтир снялся в четырёх малозаметных фильмах, и список его киноработ остановился на двенадцать лет. Нет, его приглашали и российские режиссёры, и зарубежные мастера, и Голливуд. Но он отказывался—не хотелось играть ни бандитов, ни ловеласов. Отвергал и предложения сменить Бельцы на другие города. Постоянство—редкое качество, не правда ли? Один театр, один дом, одна жена. С Ефросинией Добындэ—Волонтир он прошёл рука об руку всю свою жизнь, хотя добрая народная молва приписывает ему многочисленные и немногочисленные кинороманы, а подробности увлечения Еленой Прокловой до сих пор болтаются в сети. Про Ефросинию тоже рассказывают всякое. Однако именно она стала единственной женой Волонтира. Она ходила с ним в театр, где они и встретились. Она стала его поводырём, когда он на несколько месяцев ослеп. Она была рядом в радости и горе. Затяжной инсулинозависимый диабет в 1990—х отозвался осложнениями: Волонтир стал слепнуть. Он не любил делиться проблемами. Только тогда в театре он стал нащупывать ступеньки, поднимаясь на сцену, коллеги поняли, что дела плохи. Снимаясь в своём последнем фильме «Чадра», Волонтир читал сценарий через лупу и сам колол себе инсулин, чтобы довести съёмки до финала. Когда он ослеп, чтобы только пройти обследование, ему пришлось продать любимое охотничье ружьё. Говорят, он плакал, как ребёнок, расставаясь с винчестером. Но откуда деньги на лечение в семье театрального актёра с зарплатой и пенсией по 20 долларов? Как когда—то взошёл на сцену без гроша в кармане—так и ушёл, не нажив особняков и капиталов, словно судьба Будулая таинственно влияла на него. Просить за себя у властей? С его—то характером? Он мог выбить деньги на театр, где в последние годы был уже художественным руководителем, но не на собственную операцию. Первой откликнулась Клара Лучко. Не сказать, что они были большими друзьями после съёмок, хотя народная молва их не по разу женила. Но беда, в которую попал Волонтир, не оставила актрису равнодушной. Она создала фонд в помощь «главному цыгану страны», добилась, что его перевезли из Молдавии, к тому времени самостоятельной страны, в хорошую клинику Санкт—Петербурга, уговорила врачей сделать несколько операций бесплатно. Зрение вернулось. Но беда не отступила. Последние годы он не успевал отдохнуть от больниц. К диабету добавилась онкология. Ефросиния продала машину, дачу, бросали клич молдавские СМИ, сбор денег «для Будулая» открыла актриса Дарья Повереннова, родственница Волонтира. Хватило ещё на несколько операций. Он заранее прощался с друзьями: «Простите за всё. Я уже иду туда». Пока хватало сил, он продолжал ходить в театр, где смотрел репетиции и постановки, сидя на «своём» постоянном стуле в углу. Кормил возле театра собак, которых очень любил. «Я сам доверчивый, как собака, только не кусаюсь»,—ещё пошучивал тогда Волонтир. Умер он во сне. В день траура протестующие в центре Кишинёва вместо митингов организовали открытые показы фильмов, в которых играл Михай Волонтир. В его творческой биографии—сорок фильмов и множество театральных ролей, от Юлия Цезаря до Эзопа. Народный артист СССР, он удостоен за свою долгую—81 год—жизнь самых разных наград. Орден Республики Молдова, медаль «За гражданские заслуги», звание «Лучший актёр 20 века молдавского кино», премии и другие почётные звания. В статье Википедии о городе Бельцы его имени нет.

Теги других блогов: кино актёр Михай Волонтир