ЗВЁЗДНЫЙ ПУТЬ №2. ИННА ЧУРИКОВА: АКТРИСА С ТЫСЯЧЬЮ ЛИЦ.
Сейчас особенно трудно выделить главные роли, сделавшие Инну Чурикову той самой Инной Чуриковой, которой её проводил киномир. Сейчас, когда понятно, что под списком её ролей подведена черта, и новых работ больше не будет. От того всё сделанное становится ещё более драгоценным. И эпизод на несколько минут, и главная роль на несколько серий. И невыразимо смешная Марфушенька—душенька из «Морозко», и несгибаемая Васса из «Вассы», и гротескная непросыхающая проводница Кроликова из «Ширли—мырли», и трогательная в своей отчаянной любви Вера Нетужилина из «Военно—полевого романа».
Все краски были ей доступны, все роли ей по силам, образ любой мощи по калибру таланта. Её способность к перевоплощению была так велика, что муж, Глеб Панфилов, называл её «человеком с тысячью лиц».
На прослушивании в школу—студии МХАТ она, читая подготовленного Пушкина, закрыла глаза. Это был мамин совет—зажмуриться, чтобы не бояться комиссии. Не помогло, комиссия только посмеялась. Инна подала документы в Щукинский институт. И там не прошла—педагоги откровенно сказали, что внешность неподходящая.
Повезло в театральном училище имени Щепкина. «Когда в Щепкинское училище поступать пришла, то так прямо и сказала, чтобы по—честному, ничего не скрывая: хочу быть знаменитой актрисой. Сказала и… заплакала, испугалась, что не поверят»,—вспоминала потом актриса. Видимо, поверили. Так начала сбываться её детская мечта стать актрисой.
«Щепку» она закончила с красным дипломом. И что? И ничего, ни одного приглашения. Молодая актриса, мечтающая о больших работах, с трудом устроилась в московский ТЮЗ: эпизоды на подмену, зверушки и, конечно, Баба Яга.
1.ЛУКОМ ПОХРУСТИМ? Параллельно начался её путь в кино. Сначала эпизоды в картинах «Тучи над Борском» и «Я шагаю по Москве». В 1964 году в жизни Инны случился сказочный «Морозко». Известный режиссёр Александр Роу собирался взять на роль Марфуши уже известную ему актрису Тамару Носову. Она как раз блеснула в роли тётушки Аскал в фильме «Королевство кривых зеркал». Но ассистентка режиссёра приметила в коридорах Щепкинского училища Инну Чурикову, и та была приглашена на пробы.
Пробовались в эпизоде с орехами. Инна так хотела попасть на съёмки, что зубы едва не выплюнула со скорлупой. То, как её Марфуша грызёт орехи,—шедевр комедийных эпизодов.
Съёмки доставляли начинающей актрисе много неожиданностей. А вы попробуйте прокатиться на тройке свиней! Или грызть луковицы вместо яблок, не подавая виду. В сцене под ёлкой, где Марфуша ждёт встречи с Морозко, её снабдили с подлинными съестными припасами. В составе сухпайка планировались яблоки. Кто—то перепутал задание и вместо яблок положил лук. Пришлось соответствовать Марфуша, смачно откусывать куски лука, была хороша! Словно так и было задумано!
Когда Чурикова пришла на озвучку фильма и впервые увидела себя на экране—так и расплакалась. «Мне казалось, что я такая страшная!—признавалась она позже.—Позже этого всерьёз подумывала над тем, чтобы никогда больше не сниматься в кино». Тем временем картина получила в Венеции «Льва Святого Марка», а исполнительница гротескной роли—серебряную медаль Масарика от посла Чехии.
Следующей ступенькой на киноолимп стали «Неуловимые мстители». Инна Чурикова играет там эпизод—белокурую Жози, роковую красотку. Кинозрители впервые знакомятся с музыкальностью Инны Чуриковой. Невозможно забыть: «Ночь прошло, ночь прошла, снова хмурое утро»…
В этом же году произошла главная встреча в её жизни—с кинорежиссёром и будущим мужчиной её жизни, Глебом Панфиловым. Их первая совместная работа—«В огне брода нет». За ней—«Тема», «Валентина», «Прошу слова», «Начало». В последнем фильме Инна Чурикова сыграла сразу две роли: простой девушки Паши Строгановой и Жанны д'Арк. Сценарий этого фильма был написан специально под Инну Чурикову. Читатели журнала «Советский экран» назвали её лучшей актрисой 1970 года.
Не каждая роль, прославившая имя Инны Чуриковой, далась ей легко. Услышав о роли Вассы, она возразила мужу: «Какая я Железнова? Я комсомольские взносы не могла собрать!». Дело в том, что в ТЮЗе Чурикову выбрали комсоргом. Она отбрыкивалась, протестовала, но отказать от должности не получилось. Как не получилось и собирать членские взносы. Так Инна платила их за всех из своей зарплаты. Хорошо, что взносы были копеечные. Вот вам и Железнова!
2.БОЖЕСТВЕННЫЕ ИМПРОВИЗАЦИИ. И вот её, уже популярную и титулованную киноактрису, приглашает на театральную сцену Марк Захаров. Легендарный Захаров, его легендарный «Ленком», спектакль «Тиль». Чурикова—Неле, Тиль—Николай Караченцов. Невероятный по стилю дуэт! «Тиль» стал мегапопулярынм спектаклем. Зрители так ломились на премьеру, что напора не выдержали входные двери. Сам автор пьесы, Григорий Горин, не смог попасть в тот день в театр.
С 1975 года Инна Чурикова на 40 с лишним лет стала неотъемлемой частью ленкомовской труппы и сыграла множество ярких ролей. Марк Захаров писал о ней: «Я бесконечно благодарен Инне Михайловне за наш долгий совместный путь. Я многому научился у этой великой актрисы. Её божественные импровизации, где высокая трагедия парадоксальным образом соседствует с комедийной стихией—легли в основу многих спектаклей «Ленкома»».
Офелия и Гертруда в «Гамлете», актриса в «Чайке», сваха Фёкла Ивановна в «Женитьбе»… Длинный список, десятки ролей!
Кинокритик Алла Гербер написала об актрисе книгу «Инна Чурикова. Судьба и тема». Прекрасные слова для книги сказал актёр и режиссёр Михаил Ульянов: «Мне кажется, мощная сила чуриковских героиньт—это, применяя старинное выражение, «вечная женственность». Нет, не женственность в бытовом смысле, тут надбытовой, философский смысл. Она играет то, что воспевали великие поэты,—и тайну, и энергию высокой любви. Все героини Чуриковой, даже Васса, а может быть, особенно Васса, проникнуты этим всепобеждающим женским началом. <…> Чурикова и играет великую «слабость» женщины, слабость любви, которая и покоряет, и сжигает, и оплодотворяет всё живое».
Трудоспособность и востребованность Инны Чуриковой были равновеликими. Помимо плодотворной работы над театральными и киноролями она пробовала себя в качестве сценаристки, была президентом кинофестиваля им. Андрея Тарковского «Зеркало», членом Академии кинематографических искусств «Ника». Ширился круг её наград. «Хрустальный Турандот» за роль королевы Елизаветы 2 в спектакле «Аудиенция», «ТЭФИ» за роль генеральши Лизаветы Епанчиной в сериале «Идиот», «Золотая маска» за выдающийся вклад в театральное искусство.
Она была хрестоматийно отзывчива, всё пропускала через себя. Однажды Инна с Глебом участвовала в благотворительном телемарафоне в пользу пострадавших от наводнения на Дальнем Востоке. Она так была взволнована общением с людьми, почувствовавшими стихию на себе, что прямо на камеру назвала одного из губернатора бездельником. А во время другого из таких разговоров заплакала. Таков был её талант: заряжённость на доброту, чувство «твоя боль—моя боль».
3.СЛУЧАЙНЫЕ НЕСЛУЧАЙНОСТИ. История знакомства Инны Чуриковой и Глеба Панфилова настолько уникальна и хороша сама по себе, что её хочется привести целиком. Глеб Панфилов рассказал её в одном из интервью.
--В 1965—м, когда я ещё в Свердловске писал режиссёрский сценарий фильма «В огне брода нет», я увидел кончик какой—то телеперадчи, и в ней—лицо девушки. Как я понял из отрывка, что довелось ухватить, она играла школьницу, которой очень хотелось побывать на каком—то вечере, но что—то мешало, и вот нпаконец она туда попала и, счастливая, танцует. Я увидел её лицо и сразу понял: вот она—Таня Тёткина. Ждал титров, но их не было. Позвонил на студию—никто ничего не знает. Три месяца заняли поиски, но результатов не дали. Время шло, я занимался подбором актёров, в том числе и на роль Тани Тёткиной.
В Ленинграде даже нашёл замечательную девочку… Но в это время сценарий прочитал Ролан Быков. И сказал мне: «Я знаю гениальную актрису на роль Тёткиной!». И назвал её имя Лидия Чурикова. Я немедленно отправил в Москву второго режиссёра, и тот сообщил: да есть такая Чурикова, но не Лидия, а Инна.
«Всё равно,—говорю,—вези её сюда. А где она сейчас?»—Сидит—читает сценарий. Второй раз уже. Завтра утром приедем». С трудом дождался утра. Прихожу на студию: «Приехала?»—«Приехала. Читает сценарий. Третий раз». Бегу в кабинет, там сидит девушка. Поднимает голову: та самая, которую я видел по телевизору! Вот так мы встретились.
Их брак был эталонным: редкостное единение в жизни и профессии! «Попугайчики—неразлучники»—так их называли. Подобных примеров в истории мирового кино и театра не встретить. Возможно, похожим был только союз Федерико Феллини и Джульетты Мазины.
4.НА МИРУ И СМЕРТЬ КРАСНА. О слабостях эта семья никому никогда не говорила. Только самый ближний круг знал, что Инна Чурикова тяжело больна. Для всех—всё было в порядке. О болезни знали только директора театров, тема болезни была табу, её не обсуждали.
Только избранным близким Инна Михайловна позволяла себе говорить правду. Её беспокоили слабость, нехватка сил. Из—за плохого самочувствия она легла в больницу. К этому времени её оставалось жить всего несколько дней. 14 января 2023 года Инна Чурикова умерла. До 80—летнего юбилея она не дожила девять месяцев. Похоронена великая русская актриса на Новодевичьем кладбище в Москве.